Поскольку мне присылают довольно много писем с просьбами более детально рассказать о моем авторском курсе “Клиповые формы экранного творчества” (КЛИПМЕЙКЕРСТВО), который я читаю в CFA USA, а в России — эксклюзивно в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, основных темах курса и программе, я решил продолжить раннюю статью о данном курсе, ответить на просьбы и опубликовать расширенную информацию по этому курсу.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Определение и особенности клиповых форм изложения материала.
- Введение в классическую драматургию:
– общее понимание драматургии;
– терминология в драматургии;
– основные принципы;
– драматургия и монтаж;
– психологические корни драматургии;
– драматургия сюжета телевизионных новостей;
– драматургия документального фильма;
– драматургия телевизионной передачи;
– драматургия клиповых экранных произведений (клипов);
– повествовательные формы.
- Психология экранного восприятия.
- Драматургия клипов:
– особенности привлечения интереса и вовлечения зрителя в материал;
– особенности психологического восприятия клипа зрителем;
– секреты воздействия на сознание зрителя;
– секреты манипуляции эмоциями, сознанием и восприятием;
– как заинтересовать, увлечь и заставить сопереживать зрителя;
– создание эффективного сценария для клипа;
– эффект участия;
– пристрастная камера;
– от факта к зрителю;
– увидеть и почувствовать;
– диктат кадра и ритма;
– «две личности»;
– энергетический уровень кадра;
– прямой и обратный сценарий;
– сюжетные линии: определение и организация;
– секреты драматургии успешных клипов.
- Методы воздействия на сознание зрителя:
– композиционный (общекадровый);
– актерский;
– эффектный;
– комбинированный.
- Типы клипов:
– музыкальный клип;
– информационный клип;
– трейлер;
– анонс;
– рекламный ролик;
– арт-клип (зарисовка/отчет);
– межпрограммный контент;
– клип-история;
– клип-ассоциация.
- Правила написания сценариев.
- Раскадровка.
- Режиссерский сценарий.
- Основные форматы кадров, стандарты телевидения и кино.
- Объективная и субъективная точка зрения.
- Композиция, формат, особенности кадра:
– основные правила композиции и организации внутрикадрового пространства;
– секреты эффективной композиции;
– симметричный и несимметричный кадры;
– принцип «золотого сечения»;
– пластика кадра;
– устойчивая и неустойчивая композиция;
– симметрия и асимметрия;
– контраст;
– ритм;
– ракурс;
– крупность;
– перспектива;
– типы перспективы;
– форма и контур;
– текстура;
– выборочная фокусировка;
– понятие динамического кадра;
– типы динамических кадров;
– организация динамических кадров;
– динамическая камера.
- Градации крупности кадра.
- Творческие возможности при работе с камерой:
– выдержка;
– дрожание камеры;
– устойчивое положение при съемке;
– стоп-кадр;
– смазанное движение;
– удлиненная выдержка;
– глубина резкости;
– максимальная глубина резкости;
– сведение глубины резкости к минимуму;
– степень отсутствия резкости;
– работа с фоном;
– виртуальная студия/хромакей;
– съемка «широким углом»;
– фильтры.
- Виды съемок:
– репортажная;
– документальная;
– документально-постановочная;
– постановочная;
– реконструктивная.
- Типы и особенности съемок:
– замедленная;
– ускоренная;
– съемка статической камерой;
– съемка динамической камерой;
– съемка «с плеча»;
– съемка «плавающей» камерой;
– съемка с операторского крана;
– съемка с воздуха и т.д.
- Основы режиссерского мастерства:
- Работа с профессиональными и непрофессиональными актерами, секреты актерской и режиссерской импровизации.
- Организация мизансцены:
– расстановка персонажей;
– организация диалоговых сюжетов;
– эпизоды с действием;
– общая постановка сцены;
– иллюзия глубины;
– правило третей;
– основные углы расположения камеры;
– ось действий;
– линии композиции;
– треугольная система;
– система «восьмерка».
- Цветовое решение кадра и клипа.
- Драматургия света и цвета.
- Принципы освещения:
– характер света;
– направление света;
– контраст объекта;
– глубина резкости;
– ночное освещение;
– освещение музыкальных исполнителей;
– освещение и микрофоны;
– освещение автомобилей;
– освещение перемещающихся субъектов;
– создание иллюзии реальности;
– освоение реальности;
– освоение чрезмерного контраста;
– единство освещения;
– эффекты освещения;
– баланс белого.
- Основы и сущности монтажа клипа:
– общие закономерности монтажа кадров в клипе;
– десять главных принципов монтажа и их использование на практике;
– исключения из десяти принципов;
– особенности передачи времени при клиповом монтаже;
– последовательный монтаж;
– параллельный монтаж;
– ассоциативный монтаж;
– аналитический монтаж;
– светотональный монтаж: монтаж по яркости и цвету;
– перебивки;
– секреты эффективного монтажа и т.д.
- Обзор современных систем монтажа и их характеристик, а также алгоритмов кодирования (компрессии) видеоматериала.
- Техника и технологии:
– современное съемочное оборудование;
– возможности современного съемочного оборудования;
– палитра изобразительно-выразительных средств современного съемочного оборудования;
– особенности технологий HDTV и DIGITAL CINEMA;
– особенности работы с различными типами оборудования: цифровыми кинематографическими съемочными системами (камерами) стандарта 4K, камкордерами формата HD и оборудованием DSLR-класса;
– типичные ошибки и заблуждения при работе с цифровым оборудованием.
- Особенности производства клипов в формате 3D.
- Особенности производства клипов для публикации в Интернет.
- Особенности общения с заказчиком.
- Планирование съемок.
- Экономическая модель производства.
- Методы эффективного производства и бюджетного планирования.
- Типичные ошибки режиссера, продюсера и оператора во время работы над проектом.
Еще раз хотел бы отметить, что данный спецкурс посвящен не только производству музыкальных клипов, он рассказывает обо всех типах клипового производства: музыкальном видео, анонсах фильмов/программ/событий, рекламных роликах и т.д., — т.е. всем клиповым формам экранного творчества.
Подать заявку на обучение Вы можете либо на официальном сайте Института повышения квалификации (ИПК), либо воспользовавшись формой обратной связи в разделе КОНТАКТЫ этого блога.