Совсем недавно мне пришлось общаться с телевизионными операторами, обсуждать ряд профессиональных вопросов, касающихся студийного съемочного оборудования. В очередной раз я убедился в том, что в вопросах терминологии и определения задач того или иного оборудования в головах наличествует полнейшая неразбериха, поэтому решил опубликовать текст своей вступительной статьи к справочнику по студинйным камерам, опубликованном в одном из выпусков журнала “625”, в котором попытался максимально доходчиво и четко обрисовать картину современного студийного телевизионного оборудования. Уверен, что материал будет интересен со всех точек зрения и прольет свет на многие вопросы.
Студийные камеры: вчера, сегодня, завтра…
За прошедшие двадцать лет мы наблюдали не только активное развитие телевидения, но и переворот в области технологий и мышления, как технического, так и творческого. Появление и активное внедрение в начале 90-х гг. прошлого столетия цифровых технологий в съемочное оборудование, а затем и неимоверно быстрый переход на новый формат высокой четкости HD в начале текущего тысячелетия перенесли центр внимания профессионалов в сторону камкордеров, о которых неимоверно много говорилось и писалось, а также говорится и пишется до сих пор. Студийные камеры, да и вообще студийное оборудование как бы отошло за задний план, все большее количество операторов стало считать это уделом инженеров и технических директоров, а поколение молодых специалистов, не менее активно ворвавшееся на телевидение в то же самое время, что и прогрессивные цифровые технологии, не смогло уже, к сожалению, правильно понять и оценить сущность и важность студийного съемочного оборудования.
Данный материал в первую очередь преследует цели в доступной форме разъяснить сущности, задачи, особенности и предназначение студийного оборудования, систематизировать разрозненную информацию, рассказать об истории развития и проанализировать современные тенденции, а также высказать некоторые рекомендации к эффективному применению съемочного оборудования.
Еще раз хочу подчеркнуть, что для унификации информации для круга читателей с разным уровнем технической подготовленности, материал будет излагаться в научно-популярной форме (и да простят меня за это инженеры и операторы с многолетним опытом работы).
ЧТО ТАКОЕ СТУДИЙНАЯ КАМЕРА?
Для начала предлагаю разобраться, что представляет из себя съемочное студийное оборудование.
В классическом понимании к студийным камерам стоит относить разъемные модели устройств, куда входит камерная головка с оптикой, видоискателем (визиром) и системами регистрации и формирования изображения, т.е. необходимой электроникой, камерный и сетевой адаптеры.
Непосредственно камерный адаптер, оснащенный различным набором интерфейсов для передачи видео, сигналов синхронизации, удаленного управления, а также т.н. камерным каналом, присоединяется напрямую к камерной головке (см. схему выше). Соответственно камерный канал позволяет посредством кабеля подключить удаленный блок (контроллер) управления камерой (CCU), который имеет все необходимые выходы видеосигнала и посредством которого можно дистанционно управлять съемочным устройством.
CCU может быть связан с камерой различными типами кабелей: триаксиальным (triax), оптоволоконным (fiber), коаксиальным или уже устаревшим мультикоровым (multicore). Стоит отметить, что тип используемой линии связи является одним из ключевых факторов, влияющих на выбор того или иного типа оборудования.
Как техническим, так и творческим специалистам нужно ясно понимать, что студийное оборудование изначально предназначено для организации многокамерной съемки и трансляций, поэтому на первый план выступают требования к единым характеристикам изображений, формируемых камерами, четкой синхронизации и возможностями полноценного управления и контроля, поэтому и выстраивается такая сложная техническая схема организации работы.
Поскольку в случае многокамерной съемки звук записывается отдельно, то студийные камеры не оснащаются механизмами регистрации и работы со звуком — звуковой тракт в студийном оборудовании отсутствует.
Однако в любой системе существуют свои исключения. Современный мир задает специфические тенденции, которые нельзя не учитывать. Сейчас выпускаются моноблочные камкордеры, позволяющие использовать данного оборудование и в режиме студийной камеры, и в режиме камкордера. Это достигается двумя путями: либо интеграцией в сам камкордер необходимых интерфейсов для подключения полноценного камерного адаптера, либо специальными «студийными адаптерами», объединяющими в себе функции переходника и упомянутого ранее камерного адаптера.
Подобные системы также можно отнести к студийным камерам.
Кстати, даже некоторые из появившихся в последние годы камер для цифрового кинематографа способны работать в студийной комплектации.
ТИПЫ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КАМЕР
Данный вопрос является, наверно, на сегодняшний день одним из самых запутанных и противоречивых.
В отечественной классификации различают два основных типа данного класса камер: «студийные», предназначенные для работы в студии самой телекомпании, и «внестудийные», для работы на выездных многокамерных съемках.
Такая терминология уже на этом этапе вносит определенную неразбериху в терминах, ибо фраза «внестудийная студийная камера» звучит с точки зрения здравой логики странновато, однако уже укоренилась в профессиональном жаргоне современных работников телевидения. На мой взгляд, в данном случае намного правильнее использовать по непонятным причинам забытый термин «телевизионная камера».
В дальнейшей части статьи, дабы быть корректным, я буду пользоваться именно термином «телевизионная камера» по отношению к студийно-внестудийным съемочным устройствам.
В англоязычной терминологии дела обстоят еще сложнее.
С одной стороны, все телевизионные камеры обозначаются единым термином «студийная камера» (studio camera), однако далее начинаются многочисленные градации, которые предлагаю рассмотреть подробнее.
Камеры для студии (cameras for studio)
Камеры для студии подразумевают собой полноценные системы из телевизионных камер, адаптеров, блоков управления, боксовых объективов и телетекстов, установленных на полу на массивных гидравлических пьедесталах с возможностью передвижения («на колесах»). Вес подобной системы составляет не менее 30–40 килограмм.
Мобильные камеры (mobile cameras)
Собственно, это те же модели телевизионных камер, что и в предыдущем случае, однако заметно облегченные: в минимальной комплектации с довольно легкими и компактными моделями объективов, применяемых в новостном производстве (ENG).
В ряде случаев контроль и передача видео осуществляется не через кабель, а посредством беспроводных систем передачи данных.
Новостные камеры (Electronic News Gathering Cameras, или ENG cameras)
Несмотря на то, что данный класс оборудования распространяется и на камкордеры, в случае телевизионных камер он также применяется.
В отличие от мобильных камер, в данном случае используются либо разъемные модели камкордеров, либо адаптированные специальными адаптерами для студийных задач моноблочные камкордеры. Средства управления, в оперативном доступе к которым «на месте» регулярно возникает потребность, располагаются на самой камере в виде переключателей, а не в электронном меню.
Данные конфигурации используют в подавляющем большинстве беспроводные системы передачи данных или же кабели очень небольшой длины.
Также ENG-камеры способны регистрировать и передавать звук, т.е. имеют аудиотракт.
Внестудийные (“полевые”) камеры (Electronic Field Production Cameras, или EFP cameras)
Полный аналог отечественной классификации. Подобны камерам для студии, так как используются для многокамерных выездных съемок. Основная особенность — высокая модифицируемость оборудования под «полевые» задачи: системы данных камер должны отличаться универсальностью и максимально быстро перекоплектовываться для установки на операторский кран или телегу, для съемки с плеча и т.д. Обычно используются в передвижных телевизионных станциях (ПТС).
Многозадачные камеры: удаленные камеры, BOX-камеры (Remote Cameras, BOX cameras)
Remote и BOX cameras — крайне малые камерные головы с дистанционным управлением, предназначенные для установки в труднодоступных местах. Прародителями данных камер стали камеры систем видеонаблюдения. Однако несмотря на небольшие размеры, качество картинки достигает уровня оборудования класса ENG и EFP. Последнее особенно актуально для камер типа «BOX».
Нельзя не отметить одну из интересных моделей Remote Cameras, т.н. «Lipstick camera» («Губная помада»). Форм-фактор устройства, т.е. линза и блок, действительно напоминает контейнер губной помады. «Губную помаду» удобно устанавливать в местах с высокой проблемой доступности. Качество картинки заметно проигрывает боксовым камерам, однако вполне приемлемо для телевизионной трансляции.
Перечисленные выше типы телевизионных камер как раз и составляют подкатегории «студийных камер».
Однако в англоязычной терминологии существует и еще один тип градации оборудования: Broadcast Cameras (вещательные камеры) и Professional Cameras (профессиональные камеры). Отличие первого от второго незначительное: в вещательных камерах к качеству изображения предъявляются более высокие требования, нежели в профессиональных.
Также не стоит забывать и деление оборудования по форматам SD и HD, т.е. стандартной и высокой четкости.
Завершая данный блок, не могу не отметить еще и некоторые специфические, я бы даже сказал, «профессиональные», классификации телевизионных камер по специализациям: для стандартных условий съемки, для съемки спортивных мероприятий (с возможностями записи до 150–200 кадров в секунду в формате HD), для художественного и документального телевизионного производства.
Камеры для стандартных условий съемки («стандартные камеры»)
В первую очередь, к данному оборудованию относят телевизионные камеры, поддерживающие исключительно вещательные стандарты SD или HD. Таким образом, данное съемочное оборудование работает в форматах кадра и режимах кадросмен, определенных вещательными стандартами (576/50i, 480/59.94i, 720/50p, 1080/50i и т.д.).
Камеры для съемки спортивных мероприятий («скоростные камеры»)
Задача данных камер — зафиксировать изображение с увеличенной в несколько раз кадровой частотой с целью его дальнейшего воспроизведения в режиме нормальной скорости, т.е. для создания эффекта замедленного движения («рапида»). В большинстве случаев запись производится с утроенной скоростью по отношению к норме вещательного стандарта. Несмотря на то, что необходимость в использовании эффекта замедленного движения присутствует не только в случае съемок спортивных мероприятий, за оборудованием подобного класса среди отечественных специалистов надежно закрепилось определение «камера для спортивных мероприятий», однако правильнее называть данные камеры «скоростными» или «камерами для скоростной съемки».
Камеры для художественного и документального производства
Как известно, и в художественном, и документальном производстве к качеству изображения предъявляются особенные, специфические требования, поэтому камеры данного класса должны отвечать следующим требованиям: поддерживать работу режим работы с прогрессивной разверткой, иметь удобные функции управления настройки цвета и гаммы, а также обеспечивать корректную работу с оптикой класса Cine Style.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И КРИТЕРИИ
Основные параметры для телевизионных камер остаются такими же, как и для камкордеров, изменения же, а если быть более точным, дополнения, затрагивают область адаптеров и интерфейсов.
Критерии для студийных камер таковы:
– тип и размер сенсоров;
– чувствительность;
– развертка;
– формат кадра;
– выбор кадровых частот;
– отношение сигнал/шум;
– динамический диапазон;
– возможности коррекции изображения;
– тип видеосигнала;
– поддерживаемые интерфейсы;
– качество видоискателя или контрольного монитора;
– особенности камерного адаптера;
– эргономика;
– возможности и особенности синхронизации;
– возможности и особенности удаленного контроля;
– совместимость с объективами и операторскими аксессуарами управления;
– тип линий связи (кабеля);
– максимальная длина кабеля.
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
После того, как мы рассмотрели основные особенности телевизионных камер и попытались разобраться в терминологии, появилась возможность коснуться истории и окунуться в небольшую ретроспективу.
Как известно, телевидение начиналось именно со студийного оборудования, камкордеры же появились только в начале 80-х годов прошлого столетия.
Непосредственно днем рождения телевизионных камер можно считать 1936 год.
Развитие профессиональных телевизионных камер шло по двум основным направлениям: сокращению размеров и веса камеры, т.е. изменению форм-фактора, и совершенствованию преобразователей свет-сигнал от вакуумных преобразователей (ЭЛТ-трубок) до полупроводниковых матриц, что позволяло повышать качество передаваемого изображения.
Действительно, первые камеры были очень громоздкими и состояли из двух массивных частей — одна секция содержала преобразователи свет-сигнал с необходимой электроникой и крепление для оптики и была связана кабелем большого диаметра с другой секцией – остальной частью, обычно размещенной в специальной стойке внушительных размеров. Непосредственно первая секция, которую можно счесть за камерную головку, самостоятельно не формировала видеосигнал, его формировала как раз вторая секция.
Появившаяся в 1946 году камера RCA T-10 уже базировалась 3-дюймовом вакуумном преобразователе свет-сигнал — ортикон, а модель RCA T-30, увидевшая свет в том же году, активно использовалась как внестудийная камера.
В 1950-м году был разработан новый тип вакуумного преобразователя свет-сигнал «видикон», что позволило в значительной степени уменьшить размеры оборудования.
Первые цветные камеры появились в США во второй половине 50-х гг. (в Европе — в начале 60-х) и являлись намного более сложными устройствами, так как использовали три, а в некоторых случаях и четыре, преобразователя свет-сигнал, поэтому их размер и вес были значительно увеличены.
В 1965 году Philips изобретает вакуумный преобразователь «плюмбикон», который закладывает основу для создания более компактных камер.
Переносные же цветные камеры появились лишь в конце 60-х — начале 70-х и также состояли из двух частей по аналогии с большими студийными камерами, однако первая секция размещалась на плече у оператора, а вторая секция — в рюкзаке на спине.
Ikegami HL-33 была представлена в 1972 году и стала первой разработкой в линейке переносных камер, состоящих из двух частей, объединенных в единый блок. Такая идея единого блока позволила в сочетании с магнитофоном U-matic создать первую систему ТЖК. Пионерами внедрения данной технологии стали модели Ikegami HL-77 и RCA TK76.
Активной разработкой и внедрением телевизионных камер, а также технологий в это же время занимаются и другие производители — Sony, Philips, Bosh, Thomson (Grass Valley), JVC и Panasonic.
С появлением в начале 80-х годов полупроводниковых матриц открыло новую эру в развитии телевизионных технологий и развитие съемочного оборудование значительно ускоряется, практически ежегодно обеспечивая рынок все более усовершенствованными моделями камер.
На рубеже ХХ и XXI столетия на рынок выходят телевизионные камеры, поддерживающие формат высокой четкости — HD.
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В настоящий момент выбор студийного съемочного оборудования очень широк, оборудование формата SD безвозвратно уходит с рынка, на его место приходит оборудование HD. Стоит отметить, что подавляющее большинство современных моделей телевизионных камер мультиформатно, и установка камерной головки HD-формата на SD-адаптер не составит проблем. Конечно, сенсоры HD-оборудования все еще продолжают уступать по уровням чувствительности и отношения сигнал/шум сенсорам стандартной четкости, поэтому многие компании не торопятся закупать новый парк студийного оборудования высокой четкости. Современные телевещатели еще не готовы к переходу на стандарт HDTV, поэтому телевизионные камеры данного стандарта еще не вышли на уровень своего «пика популярности». Все более и более приобретающие популярность технологии 3D также требуют разработки специальных моделей съемочного оборудования; в настоящий же момент можно говорить лишь об адаптации под данные задачи уже имеющихся моделей.
Но можно сказать точно, что современные производители телевизионных сериалов и фильмов, документального кино и спортивных программ, музыкальных клипов и арт-проектов, а также те, кто пробует себя в технологиях 3D, остро нуждаются в качественном оборудовании для проведения съемок в многокамерном режиме с четкой синхронизацией и необходимостью замедленных съемок.
Всем очевидно, что переход на телевидение высокой четкости неизбежен и уже не за горами.
Когда этот процесс перейдет в наиболее активную фазу, покажет время.
© Андрей Василенко
Материал основан на автоской статье Андрея Василенко “Студийные камеры” (журнал “625”). При цитировании материала указание источника и имени автора обязательно.