Компания Ikegami анонсировала для линеек своего съемочного оборудования новые АЦП (A/D converters). Теперь это АЦП с битностью 16 бит, т.е. АЦП 16 бит. В сравнении с 12-битным АЦП новый 16-битный процессор позволяет в 16 раз повысить точность оцифровки и, соответственно, во столько же раз минимизировать искажения сигнала. Также в результате увеличения битности АЦП значительно улучшаются такие показатели, как отношение сигал/шум и горизонтальное разрешение.
В первую очередь новый АЦП был интегрирован в популярные студийные камеры Ikegami HDK-79EX-III и HDK-790EX-III, которые, стоит отметить, благодаря своим характеристикам активно применяются не только в телевидении высокой и стандартной четкости, но и цифровом кинематографе.
Однако я прекрасно знаю, что не каждый читатель моего блога знает в мельчайших подробностях про АЦП и особенности его работы. Поэтому хочу сделать небольшой экскурс в историю данного вопроса, ибо упомянутый вопрос является крайне важным для кино- и теле- производств.
Итак для начала разберемся, за что отвечает АЦП?
АЦП — это аналого-цифровой преобразователь (процессор), который конвертирует заряды, накопленные чувствительными элементами камеры (сенсорами) в последовательность внутренних цифровых данных, или, говоря проще, преобразует визуальную информацию с сенсоров в конкретный поток информации.
На приведенном выше изображении видно, что чем больше битность АЦП, тем больше ступеней кватнования, т.е. тем точнее будет в итоге (читай — на экране) передана диагональная линия. Также от значений битности зависит число градаций яркости конечного изображения, которое увидит зритель. Даже для таких малых значений битности, как 3 и 4, можно отчетливо увидеть разницу в качестве финального результата.
Соответственно для АЦП 14 бит мы получим 214 = 16384 градаций, а для АЦП 16 бит уже 216 = 65536 градаций, что не просто больше предыдущего значения, а беспрецедентно больше. Как известно, для полноценной внутренней обработки и кореккции сигнала без ухудшения качественных показателей требуется не менее 30 тысяч градаций на уровне АЦП (соотносительно к выходному сигналу 10 bit (HD-SDI), динамическому диапазону съемочного оборудования 600% и использованию гамма-коррекции), поэтому только 16-битный АЦП удовлетворяет этим условиям. В результате обработка и оцифровка сигнала происходит на другом, более высоком, уровне точности; соответственно улучшение качественных характеристик касается и популярных функций для работы с изображением, интегрированных в съемочное оборудование, например цветокоррекции, гамма-коррекции и детализации в светах и тенях.
16 бит является стандартом “де факто” для DCI-обработки киноизображения, поэтому оборудование, оснащенное АЦП 16 бит идеально подходит для самых смелых задач цифрового кинематографа и постановочных проектов высокой четкости.