Помощь другу: настройка камер на одном из российских телеканалов

27 января 2013, 07:01

На текущих выходных заскочил на один из российских телеканалов помочь своему товарищу — главному оператору — настроить новые камеры в новой студии.

Студия красивая, но сложная: температура источников света с учетом декораций варьируется от 3200K до 8000K (работники кино и ТВ поймут, о чем я), поскольку используются как галогенные и люминесцентные, так и диодные источники.
Съемочное оборудование тоже новое, но было настроено только “в черновую”, из-за чего картинка выглядела излишне насыщенной и “мультяшной”, т.е. не особо реальной. На настройку 8-ми камер ушло почти полсуток. Изображение корректировали ювелирно, значительно точнее, чем даже на кинематографической цветокоррекции. В итоге картинка стала идеальной, отражая студию так, как и видит ее человеческий глаз.

Хотя к чему я это все пишу? Ах да, пишу к тому, что, казалось бы, почему я, режиссер (и в немалой степени продюсер), должен настраивать камеры? Одно дело — помощь другу, но с другой стороны, в отечественном телевидении ведь подобное не принято, ибо настройка камер — “не царское это дело”, это удел инженеров, а не “творцов” или “управленческого звена”; режиссер вообще за километр не подходит к панелям управления камерами, а продюсер тем более (собственно, именно по этой причине мне и пришлось прийти на помощь; да и за все время я так и не увидел, чтобы в студию зашел кто-нибудь из творческо-административного персонала).

Тогда почему же я это знаю? А потому, что режиссер должен знать возможности съемочного оборудования и настраивать его вместе с оператором и инженером, дабы получить то изображение, которое предусмотрено художественным замыслом. Конечно, операторскую и инженерную работу он делать не должен, но его участие в процессе калибровки жизненно необходимо.

В западной практике и киношколе (а учился я именно на Западе) подобные знания и умения являются обязательными: режиссер и продюсер знают все возможности съемочного оборудования (точно так же, как художник знает особенности красок, которыми он рисует, и холста, на который накладывает эти краски), поэтому могут планировать проекты и “творить”, учитывая особенности и палитру имеющихся изобразительно-выразительных средств. И именно такой подход позволит минимизировать ошибки, риски возникновения брака, постановки перед операторами и инженерами невыполнимых задач и, как следствие, создания продукта неудовлетворительного качества.

Порой смотришь отечественное ТВ и видишь полный диссонанс: печальное или трагическое событие освещается в светлых и теплых колористических тонах телевизионного изображения или же во время трансляции концерта черный пиджак артиста при мотажном переходе (переключении) к другой камере изменяет цвет с черного на темно-синий, а затем на темно-красный. Аналогично и с человеческими лицами: цвет кожи от камеры к камере изменяется значительно, равно как и цвет волос, который на одной камере выглядит как русый, а на другой — как коричневый.
И подобных примеров могу привести сотни.

В итоге получается, что проще обратиться ко мне за помощью, дождавшись моего очередного прибытия из-за “океана”, нежели сподвигнуть собственных специалистов включить головы.

Признаюсь честно: мне жалко многих действительно талантливых и профессиональных отечественных операторов и инженеров, которые поставлены в условия, исключающие возможность создания качественного продукта. Мне жалко зрителей-соотечественников, вынужденных “потреблять” телевизионный контент недостаточного уровня качества. Как творческого, так и технического.

Андрей Василенко
---

Комментировать

  1. Может, это обусловлено незнанием всех “верхушек” профессии (или руки не “оттуда” растут, да и мозг не в том месте расположен), а не тем, что “не царское это дело”?!

    — Кристина · 04.03.2013 07:19 · #

  2. Это обусловлено недостаточной профессиональной квалификацией, нежеланием учиться и, само собой, нежеланием брать на себя дополнительные работу и ответственность. Отсюда появляется чувство собственного величия (а ведь корона, одетая на неокрепшую и неподготовленную голову, в реальности тяжела и оказывает сильное физическое давление на мозг, в результате чего последний начинает работать еще хуже) и подход а-ля “не царское это дело”. Ну и частично сложившимися “традициями” в построении рабочего процесса (хотя это вторично).

    Андрей Василенко · 04.03.2013 07:21 · #

  3. А я вот никак не могу настроить свою камеру на нормальный цвет. Никак не понимаю, но цвета просто ужасные. Камера canon 5d mark2.
    Может быть Вы подскажите, что сделать?

    — Ирина · 12.11.2013 16:16 · #

your_ip_is_blacklisted_by sbl.spamhaus.org


---

---